• Обо мне
    • Интервью с Иваном
    • Контакты
  • Мои работы
    • Арт и Фэшн
    • Портреты
    • Свадьбы
  • Полезный блог
+7 777 184 75 45
mail@ozarko.ru


Как выбрать фотографа 3. Как распознать дилетанта

 Опубликовано 16.01.2014    
Комментарии: 4

Профессионал или любитель?

В первой статье я рассказывал о том, как выбирать фотографа, опираясь на цену. Во второй я говорил о цене и ценностях и о том, что получают клиенты. Сегодня я предлагаю разобраться в ключевом вопросе: как выявить любителя. Материала получилось много, но если вы его освоите, то в этом вопросе вы разберетесь раз и навсегда.
Обычно противопоставляют любителя профессионалу, но это не правильно. Любитель — это человек, который занимается чем-то непостоянно, по настроению и ради удовольствия. На самом деле, профессионалу противостоит дилетант.
Существуют критерии, по которым вы можете понять, кто перед вами – настоящий профессионал или дилетант, создающий иллюзию «крутизны» и профессионализма. Это такие критерии, как результат работы, профессиональные качества, отношение к работе и клиентам, то, как выстроены производство услуг и бизнес фотографа.

1. Результат работы

 

 

Качество работы

Профессионал Работа выполнена технически безупречно. Это то, ради чего профессионала и приглашают, независимо от других причин. Качество снимков изначально высокое, даже без обработки.
В кадре есть идея, понятный и читаемый образ. Как отдельные снимки, так и серии снимков (например, с одного мероприятия) создают ощущение целостности, стилевого единства.
Стиль фотографа узнаваем, его трудно спутать с кем-то другим – видна, что называется «рука мастера».
Дилетант Качество снимков может быть приемлемым, но никогда не бывает высоким. Даже если задействован ретушер – он, конечно, улучшает ситуацию, но не спасает её полностью.
Фотография может получиться и красивой, но она «ни о чём», нет уникального вИдения фотографа, его отношения к тому, что изображено на снимке
Своего стиля у фотографа либо нет, либо он примитивен и нарочито подчеркивается, либо эклектичен. Когда смотришь несколько фотографий одной тематики, создается впечатление, что сделаны они под копирку, шаблонны. Либо, наоборот, фотографии с одного мероприятия выглядят разрозненно – так, как будто сняты в разное время, в разных местах и в разном стиле.

 

 

Что мы видим в кадре, если перед нами портрет

Профессионал В центре внимания — человек. Глядя на него, мы понимаем, что он чувствует, какой у него характер, и ощущаем, что он особенный. Человек выглядит на снимке живым, интересным и привлекательным.
В кадре нет ничего лишнего.
Дилетант Внимание может быть на чем угодно, но не на герое снимка. В первую очередь мы замечаем бросающуюся в глаза обработку, подпись автора, вызывающее построение снимка, красочные элементы фона, какие-либо яркие детали, «забирающие» на себя внимание.
Человек на снимке выглядит откровенно некрасиво или безлико, неинтересно – даже если он специально готовился к съёмке, подобрал образ, воспользовался услугами стилиста и визажиста.

 

 

Что мы видим в кадре, если на снимке праздник.

Профессионал Профессионал стремится снять людей в лучшие моменты, чтобы полученный результат радовал и тех, кто на снимках, и зрителей. Он ловит мгновения, в которые происходит что-то позитивное: интересное, трогательное, особенное.
Ощущается связь между людьми на снимке. На лицах видны улыбки, передано настроение – оно должно чувствоваться при просмотре.
Дилетант То, что это праздник, вы понимаете только из описания к снимку. Люди выглядят некрасиво, сняты в неудачный момент: едят, сидят за столами среди тарелок и бутылок, стоят в некрасивых позах, одежда сидит криво и т.д.
Фотограф действует как папарацци, подлавливая людей в моменты, когда они выглядят не лучшим образом. Ему нравится снимать людей, попавших в глупые, неудобные, некрасивые ситуации.

 

 

Как выглядит работа фотографа в глазах клиента

Профессионал От работы с фотографом у клиента остаётся ощущение легкости, естественности и изящества. Иногда у клиентов даже возникает иллюзия: «Это так легко! Возьму сам сфотографирую — и у меня так же получится». То есть создаётся ситуация, о которой известный художник Джеймс Уистлер говорил: «Работа стирает следы работы».
Клиенту нравится фотографироваться (даже если до этого не нравилось и он считал себя нефотогеничным). Фотограф воспринимается как человек, помогающий раскрыться, воплотить задуманный образ.
Дилетант Набивает себе цену, стремится всячески показать сложность и трудность своей работы. Возможно, ему действительно трудно, учитывая, что это дилетант, не владеющий всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Клиенту неуютно во время съёмки. У него может возникать ощущение собственной нефотогеничности, неумелости, нескладности, несообразительности, отсутствия контакта с фотографом.

 

 

2. Профессиональные качества

Опыт и компетентность

Профессионал Есть опыт и профессиональное мастерство, но при этом сохраняется творческий подход к работе. Компетентность позволяет максимально эффективно решать задачи любой сложности. И именно на основании этого фотограф считает себя профессионалом.
Дилетант Опыта мало или он бессистемный. Фотограф в работе пользуется шаблонами. Творческий подход не проявляется или проявляется мало и поверхностно. Фрагментарные знания, может не иметь каких-то важных для работы навыков. Считает себя профессионалом на основании того, что у него есть профессиональный фотоаппарат, которым можно гордиться.

 

 

Специализация

Профессионал Профессионал точно знает, кто его клиент, а кто не его, а также кому он может быть наиболее полезен. Узкая специализация и избирательность в выборе клиентов.
В принципе, может снимать качественно всё, что угодно, но фокусируется на одном-двух направлениях, в которых является мастером.
Дилетант Всеядность в выборе клиентов и направлений деятельности. Берётся за любые заказы из-за страха остаться невостребованным.

 

 

Обученность

Профессионал Постоянно развивается и обучается, причем не только искусству фотографии, но и многим другим вещам, которые нужны для эффективной работы. Это влияет на качество и уровень оказываемых услуг и косвенно свидетельствует о том, что фотограф не киснет в болоте.
Дилетант Не заморачивается на эту тему, сам всё знает. Если и проходит какое-то обучение, то стремится «отбить» затраты за счет клиентов. То есть обучение является поводом для повышения цен, а не служит повышению качества услуг.

 

 

3. Отношение к работе и клиентам

Договор и гарантии

Профессионал Даже если договор не заключается письменно, то устные договоренности соблюдаются неукоснительно. Если договор есть, то он составлен юристом.
Гарантия качества и своевременного выполнения услуг.
Дилетант Если работает без договора, то есть риск несоблюдения договоренностей. Если договор есть, то это типовой договор, найденный в интернете и самостоятельно переписанный, а следовательно, не имеющий юридической силы.
Гарантий нет ни по качеству, ни по времени.

 

 

Сервис и отношения с клиентами

Профессионал Проявляет заботу о клиентах. Помогает выбрать из всех вариантов услуг именно тот, который нужен данному клиенту. Как правило, предлагает дополнительные услуги.
Поддерживает отношения с клиентами и после выполнения заказа.
Отношения строятся по модели «Клиент и эксперт». Ответственность и сотрудничество на равных.
Дилетант Случайные заказы. Одноразовые клиенты. Сервис минимальный.
Возможность заработать важнее людей, которым оказываются услуги. Фотограф стремится получить максимальную прибыль и поэтому предлагает не лучший для клиента вариант, а наиболее дорогой. После выполнения заказа фотограф, как правило, теряет интерес к клиентам.
Отношения строятся по модели «Жадный работодатель и ленивый работник». Ответственность, по большому счёту, не несет ни одна из сторон.

 

 

4. Производство услуг

Офис

Профессионал В век интернета и возможности работать в разных городах и странах многие фотографы, в том числе известные, имеют электронный офис. Это бывает удобнее и для фотографа, и для клиентов. С другой стороны, офис может быть нужен, если фотограф работает с постоянной командой и с ним работают еще и другие фотографы, видеографы и т.д.
Дилетант Не спешите делать вывод об уровне профессиональной состоятельности фотографа по наличию у него офиса. Он может арендовать офис только для создания ауры профессионализма и солидности.

 

 

Студия

Профессионал Сейчас и студия может существовать без фотографа (есть такой вид услуг, как аренда студий), и фотограф без студии (если он мобилен и работает в разных местах, городах, странах).
У профессионала студия есть, если это продиктовано технической необходимостью. Если такой необходимости нет, то студия или другое помещение для съемки арендуется.
Дилетант «Моментальщикам», которые распечатывают фотографии сразу, без обработки, студия не нужна.
Если есть студия, то это может быть обусловлено традицией («Как же фотографу без студии?»). Если фотограф не очень профессионален, то оплачивая его услуги дорого, клиенты иногда переплачивают именно за наличие студии.

 

 

Наличие команды

Профессионал Работает в команде и подбирает в неё лучших профессионалов. Это увеличивает спектр оказываемых услуг, возможности и варианты удовлетворить потребности клиентов. Каждый делает свою часть работы и все вместе способны сделать то, что один бы не сделал.
Дилетант Как правило, работает сам. Не заинтересован в сотрудничестве с другими специалистами, так как «самому мало денег». Либо нанимает специалистов не очень высокого класса, чтобы сэкономить.

 

 

Используемая техника

Профессионал Не является ярым приверженцем определенной системы — использует ту технику, которая позволяет получить необходимый результат наиболее эффективным образом. Безупречно владеет разными фотоаппаратами и максимально задействует их возможности.
Дилетант Обязательно Nikon, реже Canon, и почти никогда что-то другое. Потому что это, как ему кажется, «круто» и профессионально.

 

 

Вспышка

Профессионал Фотограф стремится сохранить те преимущества, которые дает естественное освещение. Поэтому вспышка применяется только тогда, когда это действительно необходимо.
Может применяться переносной студийный свет в качестве дополнительного освещения.
Дилетант Вспышка используется практически всегда. Без вспышки не солидно. Иногда этим полностью «убивается» атмосфера на общественном мероприятии, съёмке при свечах и т. д. Фотограф не заботится не только об атмосфере, но и о зрении клиентов.

 

 

Время обработки

Профессионал Сроки оговорены в договоре. Но хорошим тоном считается отдать готовую работу сразу, как только она будет готова.
Дилетант Фотографии отдаются сразу без обработки, либо их приходится очень долго ждать.

 

 

5. Бизнес

Выстроенный фотобизнес

Профессионал Для профессионала это основная деятельность и основной источник дохода. Поэтому он готов вкладываться в свой бизнес, заботится о своей репутации, заинтересован в качестве оказываемых услуг, исполнении всех договоренностей и построении долгосрочных отношений с клиентами.
Дилетант Фотографией занимается по выходным или от случая к случаю, или в дополнение к какой-то деятельности. На то, чтобы системно выстроить фотобизнес, нет достаточных времени и средств. Это сказывается на качестве услуг и взаимодействии с клиентами.

 

 

Наличие линейки услуг

Профессионал Линейка услуг — в виде конструктора. Варианты подбираются в зависимости от задач и пожеланий заказчика, есть возможность подобрать пакет услуг под свои потребности. Если подходящего клиенту варианта или пакета услуг нет, то он может быть разработан.
Дилетант Линейки услуг нет. Либо предлагаются три «железных» варианта (дешевый, средний и дорогой), без учёта особенностей клиента и его потребностей. Фотограф не соглашается выходить за рамки привычного.

 

 

Бренд

Профессионал Фотографа приглашают, потому что нужен именно он, а не просто хороший фотограф. Он вызывает в сознании клиентов определенные ассоциации, ощущения, эмоции, связывается с определенными идеями, смыслами и ценностями.
Дилетант Если бренд есть, то его выбирают потому, что он известен, раскручен, а не потому, что он действительно лучший. Если бренда нет, то фотографа приглашают потому, что нет выбора, или потому, что это знакомый, или если не очень важно, кто именно будет снимать. Выбор фотографа клиентами случаен и делается неосознанно.

 

 

Маркетинг и реклама

Профессионал Опора на маркетинг и исследование потребностей клиентов. В активной рекламе не нуждается. Продвижение основано на предложении действительно качественных услуг и построении честных отношений с клиентами. Новые клиенты обращаются к фотографу в большинстве случаев по рекомендациям прежних клиентов.
Дилетант Опора на активные продажи без исследования потребностей клиентов. Навязчивость, агрессивная реклама. За счет активной рекламы искусственно завышает цены на услуги невысокого качества. Либо наоборот — никакой рекламы, пассивное отношение к привлечению клиентов.
Иногда пытается увести клиентов у других фотографов, принижая достоинства коллег и обещая «сделать круче и дешевле».

 

 

Наличие акций и скидок

Профессионал Поскольку цены не завышены, то скидок нет или они не выше 5-10%, в редких случаях 15%.
Дилетант Сезонные акции и оптовые скидки до 50%. Из этого становится понятно, что цены завышены — и те клиенты, которые покупали эту услугу по полной цене, ощущают себя обманутыми.

 

 

Сайт

Профессионал Сайт, как правило, есть, так как он нужен для продвижения бренда фотографа и его услуг. Тексты на сайте — уникальные и грамотные. Много информации, полезной для клиентов. Авторские фотографии. Сдержанное оформление и единство стиля. Ключевым элементом сайта является портфолио.
Дилетант На сайте может быть ворованное содержание (фотографии, тексты, музыка). Если тексты авторские, то они, как правило, недостаточно качественные — фотограф не тратится на копирайтеров или на обучение копирайтингу. В текстах встречается много ошибок и стилистических шероховатостей. Оформление сайта либо вычурное, либо невзрачное. На сайте мало по-настоящему полезной информации, но при этом может быть много такого, присутствие чего на сайте профессионального фотографа непонятно и нелогично.

 

 

Активность в соцсетях

Профессионал Сильный профессионал обычно загружен своей непосредственной работой. Поэтому активность в соцсетях — эпизодическая и непостоянная. Если же вы видите стабильность и постоянство, то это работа приглашенного специалиста по продвижению в соцсетях.
Активность в соцсетях является частью работы по продвижению фотографа и его услуг, поэтому она выстраивается осознанно и работает на вполне определённые задачи, а не является случайной.
Фотограф не особенно стремится сам оставлять свои комментарии к чьим-либо работам, но его как эксперта часто просят что-то прокомментировать коллеги и клиенты.
Дилетант Активность в соцесетях чрезмерная, поведение навязчивое. Создаётся впечатление, что фотографу нечего делать. Постоянно критикует других фотографов, при каждом удобном и неудобном случае подчеркивает свою мега-экспертность. Хотя то, что очевидно, в доказательствах и подчеркивании не нуждается.
Дилетанта хорошо видно по его любимым, насквозь шаблонным комментариям, типа: заваленный горизонт, неправильная цветопередача, неоткалиброван монитор, не по золотому сечению, крутое боке. При этом по существу ему сказать бывает, как правило, нечего. Он не видит картинки в целом, реагирует только на какую-то её часть или сугубо технические аспекты. И когда высказывается, совершенно не заботится об экологичности своих высказываний и о том, как это повлияет на того, кого он критикует.

До тех пор, пока работа фотографов не лицензируется, ситуация на рынке услуг не изменится. Вам будут встречаться профессионалы и дилетанты. Вы сможете защитить себя от потерь и негативных эмоций, если будете знать признаки тех и других. Может быть, прочтя эту статью, дилетанты и псевдопрофессионалы станут искуснее маскироваться, но у меня есть уверенность в том, что нелюбовь к людям, жажду наживы любой ценой, безответственное отношение к работе не спрячешь.

Самый простой способ заявить о себе как о профессионале, будучи при этом дилетантом, — это объявить себя фотографом, работающим с ВИП-клиентами. Наглость и предприимчивость способны на какое-то время создать впечатление крутизны. Есть даже школы фотографии, в которых именно такую систему работы и продвигают, говоря: «Нет опыта — идите и снимайте, опыт появится со временем, а сейчас создавайте группы и сайты, пишите объявления и поднимайте цены».

С другой стороны, каждый профессионал когда-то начинал и был дилетантом. Но кто-то застревает на дилетантском уровне – и разочаровывает клиентов, портит рынок услуг и сам не меняется к лучшему, а кто-то активно работает над собой и учится – и в итоге вырастает в сильного профессионала.

Выбирать, с кем работать, всё равно клиентам. И нужно учитывать, что фотографы различаются не только по степени профессиональности и поведению на рынке услуг. Поэтому в следующей статье я расскажу о тонких материях выбора.

комментария 4 к "Как выбрать фотографа 3. Как распознать дилетанта"

Гордей

Было бы неплохо дополнить эту статью фотопримерами, которые убьют наповал))
На uralsk,.info частенько такие кадры в доске объявлений светятся

Ответить

    Иван Озарко

    Гордей, я писал не для того, чтобы добивать кого-то, а чтобы у всех был ориентир. Чтобы фотографы знали к чему стремиться, а те, кто к ним обращается, знали на что рассчитывать, какими критериями можно пренебречь, а какими нет.

    Ответить

Асем

Никогда раньше не любила фотографироваться, пока не познакомилась с Иваном. В его фотографиях видны и характер, и настроение человека. Через них передаются эмоции и мысли героя. От работы с ним получаешь массу удовольствия и наслаждение, вдохновляешься и «летишь в мир на крыльях». После этого хочется сказать: не бывает плохих фотографий — бывают плохие фотографы.

Ответить

Анжелла

Фотограф — это призвание! Как и любая другая творческая работа. Важен и такой момент, каков сам фотограф, как человек:открытый, общительный, легкий. Отсюда и настрой моделей.Я думаю, что с Иваном всё понятно-легко и непринужденно работать, человек готов раскрыться.Это очень важно для простых людей, которые не привыкли работать на камеру!

Ответить



Оставить комментарий





  Отменить комментарий

  • Новые публикации

    • Фотовыставка "Вместе"
      18 февраля 2016 в Центральном выставочном зале...
    • Косички, девочки, Весна!
      Фотосессия для девочек 18 марта прошла тематическая...
    • Как выбрать фотографа 4. Главный секрет
      Тонкие материи выбора Стандартные критерии...
    • Отзывы
      Для меня важно знать, что у меня получается хорошо,...
    • Новый проект для фотографов и не только
      Вчера стартовал мой новый образовательный проект....
    • Фотокнига. Ответы на вопросы
      Альбом не фотокнига Сегодня я собирался рассказать...
    • Фотокнига как открытие
      Школьная и свадебная В прошлом году я открыл...
    • Как выбрать фотографа 3. Как распознать дилетанта
      Профессионал или любитель? В первой статье...
    • Новогодний вандерунг
      Нам хотелось как-то по-особенному проводить...
    • Эльфы в городе 2
      Премьеру фильма "Хоббит: Пустошь Смауга" в кинотеатре...



© 2008-2020 Фотограф Иван Озарко. Все права защищены.
Разработка сайта - PR агентство Аркаим
+7 777 184 75 45, mail@ozarko.ru